Задержка психического и речевого развития (ЗПР и ЗПРР)
По данным статистики, задержка психического развития у ребенка – это состояние, которому подвержены около 15-16% всех детей.
Диагноз «задержка психического развития» (ЗПР) означает, что развитие ребенка не соответствует нормам его возраста. Нарушена может быть, как интеллектуальная, так и эмоциональная сфера, но при этом могут отставать только отдельные психические функции ребенка: например, хорошо развитая моторика при отставании в речи или ребенок умеет читать и писать, но социально не адаптирован.
Дети с задержкой психического развития:
— плохо усваивают и запоминают информацию, медленно соображают, невнимательны;
— плохо понимают обращенную к ним речь, и не могут выразить свои желания с помощью речи. В целом, часто развитие речи у детей с ЗПР не соответствует возрасту, в этом случае говорят уже о задержке психического и речевого развития (ЗПРР);
— мало интересуются окружающим миром — не задают вопросов, не рассматривают предметы, игры однообразны и не имеют сюжета;
— не умеют взаимодействовать (играть и общаться) с другими детьми, часто избегают контакта.
Почему нужно корректировать ЗПР и ЗПРР?
Если отставание в психическом и речевом развитии вовремя не скорректировать, с ростом ребенка его психика все больше будет отставать от нормы. Это не только создаст ребенку проблемы при обучении и общении с ровесниками, но и серьезно ограничит возможность реализоваться во взрослой жизни.
Развитие психических процессов происходит у детей по-разному, поэтому диагноз ЗПР и ЗПРР, как правило, ставится в возрасте 4-5 лет. Однако, чем раньше начата коррекция, тем больше вероятность того, что ребенок сможет «догнать» свой возраст, развиваться наравне со сверстниками и учиться в обычной школе.
Наиболее эффективной является помощь в раннем возрасте (2-3 года), поэтому при подозрениях, что развитие ребенка не соответствует норме, обязательно обращайтесь к врачу.
ЗПР и ЗПРР являются теми состояниями, при которых необходима помощь специалистов, чтобы компенсировать отставание в развитии.
Работа психолога с ребенком с диагнозом ЗПР или ЗПРР может заключаться:
— психодиагностика по результатам которой определяются нарушения в развитии, их степень и направления работы с ними;
— консультации и занятия с детским психологом, которые направленно работают с теми сферами, где наблюдается отставание, будь то эмоциональное или интеллектуальное развитие ребенка;
— если задержка психического развития сочетается с отставанием в речи — нужна и помощь логопеда.
Гиперактивность у детей (СДВГ)
Синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ) сегодня встречается у 7-18% детей, то есть практически у каждого пятого ребенка.
Родители гиперактивных детей знают, что воспитывать такого ребенка непросто:
— ребенок все время в движении, не способен сосредоточиться на каком-то одном занятии и постоянно отвлекается;
— у ребенка серьезные проблемы с обучением, он мгновенно забывает все, чему его учили, не усваивает информацию. При ярко выраженных симптомах СДВГ ребенок вообще не может обучаться в общеобразовательной школе;
— его практически нельзя оставить одного, потому что совершенно невозможно предсказать, что он сделает в следующую минуту;
— ребенок непослушный, ему сложно следовать правилам, из-за чего возникают сложности при посещении детского сада, а позже — и школы.
Что делать, если у ребенка выявлен синдром дефицита внимания с гиперактивностью?
Прежде всего, необходимо обратиться к врачам. Но кроме этого, при СДВГ ребенку нужна помощь психолога, который поможет гиперактивному ребенку развить те качества, которых ему не хватает: усидчивость, внимание, память, способность целенаправленной деятельности, умение слушать и многое другое. В результате ребенок научится контролировать себя, усваивать информацию, ему станет проще учиться и легче заводить отношения со сверстниками. Кроме того, психолог проводит работу и с родителями: обучает родителей методам взаимодействия с гиперактивным ребенком, подсказывает, как вести себя в общении с ним.
Детский аутизм
Что делать, если вашему ребенку поставлен диагноз «аутизм»?
За этим определением скрывается широчайший спектр расстройств. В зависимости от симптомов и степени их выраженности, различают несколько типов аутизма и целый ряд расстройств аутистического спектра, при которых симптомы выражены в более мягкой степени.
Дети с аутизмом могут испытывать сложности в самых разных сферах жизни, чаще всего родителей беспокоит, что:
— ребенок не говорит или говорит плохо, с трудом понимает обращенную к нему речь;
— ребенок испытывает трудности при взаимодействии с другими людьми, старается избегать общения, предпочитает одиночество;
— часто развитие ребенка отстает от норм, принятых для его возраста;
— ребенок проявляет агрессию и/или самоагрессию, и может причинить вред себе или окружающим;
— ребенок с трудом осваивает бытовые навыки — не может самостоятельно умыться, одеться или посещать туалет.
Это означает, что ребенку требуется помощь для развития коммуникативных и других навыков, которых ему не хватает. В этом и может помочь психолог, который поможет ребенку развить навыки социального взаимодействия и эмоционального восприятия. Кроме того, психолог обучает родителей, как обращаться с аутичными детьми и реагировать на те или иные ситуации.
Задачу психолога в том, чтобы помочь ребенку, страдающему аутизмом, приспособиться к реальности, приобрести необходимые навыки социального взаимодействия и самообслуживания, и в конечном итоге, улучшить качество жизни и ребенка, и его семьи.
Если Вам и Вашему ребенку необходима помощь — теперь Вы знаете, где можно ее получить.
Консультации и занятия психолога по вопросам задержки психического и речевого развития в Самаре! Скидки до 20 %!
Узнать цены на услуги психолога Вы можете на нашем сайте в разделе стоимость услуг.
Записаться на консультацию к нашему психологу Вы можете ежедневно по тел.: (Viber/WhatsApp) +7 (927) 741-89-78. Возможен выезд на дом к клиенту. Звоните, будем рады Вам помочь!