Саморазвитие и личностный рост
Каждый человек изначально уже имеет набор определенных качеств, способностей и задатков, которые формируют его, как личность. И лишь от него самого будет зависеть, как сможет он использовать то, что дала ему природа при рождении и будет ли он развивать эти способности и задатки.
Под личностным ростом понимают все действия человека, направленные на усовершенствование себя, создание из себя такого человека, которого он хотел бы видеть и как следствие развитие для этого каких-то своих личных качеств или способностей.
Саморазвитие представляет собой самостоятельный процесс, который всегда осуществляется в каждом человеке. Оно делает возможным формирование адекватной самооценки субъекта, которая позволяет принимать верные решения в случае столкновения с определенной жизненной преградой. Процесс саморазвития – это анализ самого себя, создание новых стратегий для достижения индивидуальных целей и выполнение всех требований, нужных для их воплощения в жизнь.
Саморазвитие и личностный рост неразрывно связаны между собою, представляя главный смысл жизни каждого индивидуума. Только благодаря этим двум процессам, человек совершает некоторое развитие, переходит на новый виток. Если они не осуществляются по каким-либо причинам, происходит обратный процесс, именуемый деградацией.
В психологии принято выделять несколько факторов, которые могут стимулировать человека расти как личность. К этим факторам относят:
- неудовлетворенность человека положением дел в той или иной сфере своей жизни;
- наличие у человека ярко выраженной цели, которую ему непременно нужно достичь;
- наличие обстоятельств, которые подталкивают человека к развитию тех или иных своих качеств или способностей;
- принятие человеком ответственности за свою жизнь и осознание в связи с этим необходимости в корне поменять свою личность.
В настоящее время существуют различные теории личностного роста. Все они рассматривают не только процесс развития и формирования идеального представления человека о самом себе, но также влияющие на него факторы и различные предпосылки. Например, существует теория, в основе которой лежит такое направление психологии, как «бихевиоризм». Она рассматривает концепцию того, что изначально у всех людей наблюдается одинаковый потенциал с момента рождения. Это сводит на «нет» определение врожденных талантов и уникальности, а все наблюдаемые индивидуальные черты зависят от того, в каких условиях развивался субъект.
Также отмечают экзистенциональную теорию, приверженцы которой утверждают, что любой рост личностных характеристик возможен только в процессе самопознания. Как следствие этого – серьезное изменение взглядов на мир и на свое поведение возможно только после того, как индивидуум сможет достигнуть определенной степени внутренней гармонии.
Тем не менее, наиболее популярной в настоящее время является теория «неизбежного позитива». Она базируется на постулате о том, что каждый человек изначально наполнен бесконечным потенциалом. Из-за такого количества этот потенциал буквально рвется наружу, однако его реализация возможна только при наличии определенных факторов и условий. При этом нет разницы, являются ли эти события положительными или отрицательными. Название теории подразумевает тот факт, что с ее точки зрения позитивные изменения в личности происходят при любых условиях и событиях.
В зависимости от того, как оценивают личностный рост человека, существуют внутренние и внешние критерии. К внутренним критериям личностного роста человека можно отнести:
- умение понять себя — человек должен четко представлять свои цели, желание, определиться, чего он хочет на самом деле;
- умение человека принять себя таким, каким он есть, и полюбить, думать о себе, как о сформировавшейся личности;
- умение сделать осознанный выбор и принять ответственность за свой выбор;
- открытость для нового опыта, умение жить настоящим;
- способность человека к изменениям своей личности, постоянному развитию своих качеств;
- целостность его личности, взаимосвязь всех сфер жизни человека.
К внешним критериям относят: умение общаться с другими людьми, умение принимать других людей такими, какими они есть, умение понять других людей, умение использовать свои возможности для преодоления жизненных трудностей и достижения своих желаний.
Кроме того, выделяют показатели развития личности, которые делят на субъективные и объективные.
На субъективные показатели влияет личность того, кто проводит их оценку, как он истолковывает личностный рост и на чем акцентирует свое внимание. Эти показатели будут разными у людей с разными типами мышления, разными психотипами, будут они различными у женщин и у мужчин (например, для мужчин главное – это внешний результат, поддающийся реальной оценке (повышение по службе, повышение зарплаты, приобретение чего-то), для женщины же, проводящей оценку своего личностного роста, главным будет наличие внутренних позитивных ощущения).
К объективным показателям личностного роста относятся: умение принимать решение, наличие личной позиции, готовность выйти из комфортной для себя зоны для решения какой-то задачи, наличие внутреннего контроля у человека, умение быть честным перед самим собой.
Несмотря на то, что процесс развития человека непрерывен, его личностный рост иногда может находится в «застое».
Выделяют следующие признаки остановки личностного роста:
- отвержение себя (человек отказывается принимать себя таким, какой он есть);
- наличие у субъекта внутреннего дискомфорта;
- нежелание принимать что-то новое или учиться чему-то новому;
- устремленность на достижение преимущественно внешних ценностей;
- полный отказ от ответственности за свою жизнь;
- постоянное принятие позиции жертвы.
На сегодняшний день, благодаря развитию психологии, физиологии и других наук, связанных с изучением человека, создаются все новые и новые методики личностного роста, которые призваны помочь человеку в его устремлении преодолеть «застой» в личностном развитии и в его желании сделать это развитие более насыщенным и осознанным.
Например, здесь можно отметить такие широко используемые методы, как метод аффирмаций, всевозможные техники визуализаций, метод постановки целей и различные телесно – ориентированные методы (например, методы М. Фельденкрайза, А. Лоуэна и А. Минделла).
Аффирмациями называют короткие фразы, которые несут в себе позитивные вербальные установки. При их постоянном повторении определенное количество раз в человеке вырабатывается определенная установка или образ, стимулирующие позитивные перемены в человеке.
Визуализация – это прием, который основан на представлении информации с помощью визуальных образов. Благодаря визуализации человек мысленно представляет и переживает воображаемые ситуации и таким образом находит их решение.
Метод постановки целей помогает человеку определиться со своими желаниями и целями, которых он желает достичь. При этом в разных методиках личностного роста используются разные методы и подходы к постановке целей.
Также неоценимую помощь в саморазвитие и личностном росте могут оказать следующие т. н. инструменты личностного роста:
- ведение личного дневника — ведя дневник человек анализирует прожитый день, оценивает свои действия, видит свои ошибки. Также при длительном ведении дневника можно увидеть результаты своей работы, изменение личностных качеств;
- создание склада собственных идей — людей довольно часто посещают разного рода хорошие идеи, но не всегда можно их запомнить и вспомнить. Поэтому рекомендуется их записывать, чтобы можно было в нужное время ими воспользоваться;
- позитивное мышление — мышление со знаком плюс позитивно сказывается на развитии человека, не позволяет ему зацикливаться на своих неудачах и неприятностях;
- техника «резинки» — эта техника применяется для устранения негативного мышление. На руку человека надевается простая резинка и, если у него появляются негативные мысли, он натягивает резинку и отпускает. За счет неприятных ощущений вырабатывается позитивное мышление;
- любовь к себе — полюбив себя таким как есть, человек сможет объективно оценивать свои возможности и не осуждать самого себя;
- техника разговора со своим подсознанием — эта техника включает в себя задание самому себе вопросов о себе;
- борьба со своими страхами — в большинстве случаев из-за своих страхов человек остается в своей «скорлупе» и не хочет перемен в лучшую сторону.
Существует несколько способов с помощью которых человек может заниматься своим развитием и личностным ростом.
Первый способ – это когда человек самостоятельно занимается развитием своих способностей или каких-то качеств путем чтения книг, посещения различных специализированных сайтов или блогов, посвященных личностному росту и не только и последующие попытки применения полученных знаний на практике.
Второй способ – это посещение различных тренингов по личностному росту, в которых благодаря использованию механизмов «групповой динамики» все изменения происходят гораздо быстрее и интенсивнее.
И наконец, существует еще и третий способ, который, впрочем, не исключает, а иногда и помогает использованию первых двух – это индивидуальные занятия с тренером или консультантом, который может помочь Вам выбрать направления развития, найти Ваши слабые места («ресурсы») и подобрать определенные техники, для наиболее продуктивного их решения.