Психодиагностика

Психодиагностика (от греч. ψυχή — душа, и греч. διαγνωστικός — способный распознавать) — отрасль психологии, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.

Становление и структура психодиагностики

Психодиагностика складывалась в конце XIX — начале XX столетий. В. Вундт, хотя и считал, что высшие психические функции, составляющие сущность исследования личности, не подлежат экспериментальному изучению, в лабораторных условиях впервые экспериментально исследовал восприятие, память, внимание, скорость реагирования и т. п. Основателем психологии индивидуальных различий (дифференциальной психологии) принято считать У. Штерна, который еще в 1900 г. призывал психологов заниматься не только исследованием общих психических закономерностей, но также и индивидуальностью. Собственно, понятие «психодиагностика» появилось в публикации Г. Роршаха в 1921 г., «Психодиагностика: диагностический тест, основанный на восприятии», где был описан знаменитый тест «пятна Роршаха». Стоит отметить одного из отцов психодиагностики — Леопольд Сонди.

В XX веке психодиагностика и её приложения интенсивно разрабатывались, и в настоящее время образуют разветвлённую структуру методов и методик. Средства современной психодиагностики разделяются на две группы: строго формализированные методики, и методики малоформализованные.

К строго формализованным методикам относятся тесты, опросники, некоторые методики проективной техники и психофизиологические методики. Для строго формализованных методик характерны детальная регламентация, стандартизация (установление единообразия проведения обработки и представления результатов диагностических экспериментов), объективизация процедуры обследования или испытания (точное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъявления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого и др.), надежность и валидность. Многие строго формализованные методики доведены до уровня компьютерной реализации.

Малоформализованные методики — это наблюдения, беседы и интервью, анализ продуктов деятельности. Они дают ценные сведения об испытуемом, особенно когда предметом изучения выступают такие психические процессы и явления, которые мало поддаются объективизации и формализации (например, плохо осознаваемые субъективные переживания, личностные смыслы) или являются чрезвычайно изменчивыми по содержанию (динамика целей, состояний, настроений и т. д.). Малоформализованные методики очень трудоемки (например, наблюдения за обследуемым осуществляются иногда в течение нескольких месяцев) и требуют большого профессионального мастерства и опыта психодиагноста.

Малоформализованные и строго формализованные диагностические методики дополняют друг друга и должны использоваться в комплексе. Развитие новых интеллектуальных методов анализа данных постепенно расширяет область применения компьютеров в психодиагностике. Новые технологии позволяют использовать имитацию психологической интуиции компьютерными системами.

Накопленный опыт применения психодиагностики суммирован в многочисленных учебных пособиях, энциклопедических собраниях методик и тестов и в справочной литературе.

Основные области применения психодиагностики:

управление персоналомподбор и отбор персонала, профориентация;

— оптимизация обучения и воспитания, в т. ч. тестирование психологической готовности ребенка к обучению в школе, проблемы т. н. «сложных детей»;

— прогнозирование социального поведения (психологическая экспертиза в армии, при формировании экспедиций и др.);

— судебно-психологическая экспертиза;

— консультативная и психотерапевтическая помощь;

— клиническая (оценка психологического статуса пациента, в условиях амбулаторного врачебного приема или скорой медицинской помощи);

Случаи обращения за помощью к психологу можно отнести к двум основным типам:

запрос клиента: человек обращается за помощью и консультацией для себя или для своих близких;

запрос экспертизы: за помощью в диагностике к психологу обращается организация, например, для оценки уровня психического развития человека, причин агрессивного поведения подростка, тестирование при приеме на работу, профессиональной пригодности и т. д.

Варианты использования данных психодиагностики:

1. Данные могут быть использованы самим обследуемым в личных целях, например, для саморазвития и личностного роста;

2. Данные могут использоваться психологом, например, для целей консультативной или психотерапевтической работы;

3. Данные могут быть использованы руководством организации для принятия того или иного административного решения, например, для принятия или непринятия человека на работу.

Психодиагностика в Самаре. Скидки до 30%!

Узнать цены на психологическое тестирование Вы можете на нашем сайте в разделе стоимость услуг.

Записаться на психодиагностику Вы можете ежедневно по тел.: (Viber/WhatsApp) 8 (927) 741-89-78 или 8 (967) 720-82-78. Звоните, будем рады Вам помочь!