Сказкотерапия. Занятия с психологом

Сказкотерапия. Занятия с психологом для детей и взрослых

Что это такое сказкотерапии

В психологии есть направление арт-терапии, основанное на применении искусства и творчества в качестве коррекционных методик, так как они мощно влияют на психоэмоциональное состояние пациентов. Она владеет разными приёмами: библио-, музыко-, драма-, танц-, кукло-, глино- и сказкотерапиями.

Сказкотерапия — это психологическое воздействие на человека через сказки. Способствует развитию положительной и многогранной личности, помогает скорректировать некоторые проблемы, устранить страхи и внутренние комплексы.

В основе лежит процесс построения мысленных, подчас даже неосознанных связей между персонажами, сюжетом и действиями в сказке и тем, что происходит в реальности. Это своеобразная подсказка, как поступить правильно, какой путь выбрать и оценить себя со стороны. Не имеет возрастных ограничений. Максимальному влиянию подвержены дети, но при работе со взрослыми обнаруживаются подчас более глубинные результаты.

В психологии это прежде всего один из многочисленных инструментов, позволяющих личности разобраться в клубке собственных проблем и найти правильные решения в сложной ситуации. Именно здесь сказкотерапия — это метод, который часто используют для работы со взрослыми людьми.

Почему мужчины даже в солидном возрасте называют своих женщин принцессами, а последние всю жизнь ищут своего принца на белом коне? Психологи считают, что срабатывают мифологизированные стандартные образы из сказок. Если их правильно использовать, они помогают решить самые сложные и запутанные психологические проблемы.

В педагогике это метод, позволяющий скорректировать развитие личности ребёнка, направить его в нужное русло. Считается, что без этого жанра у детей формируются неправильные жизненные ценности и приоритеты. Для совершенствования внутреннего «я» обязательно нужно проводить грань между добром и злом. И проще всего это сделать с помощью сказкотерапии.

Особое значение она приобретает в раннем дошкольном возрасте, когда все эти образы ложатся на подкорку сознания ребёнка. Если они будут тщательно подобраны специалистами, в дальнейшем такие дети имеют гораздо меньше проблем с социализацией и определением своего места в жизни.

Для работы с пациентами чаще всего используются тексты новых сказок, специально разработанных для устранения той или иной проблемы, ориентированных на определённый возраст. Они обычно патентуются в многочисленных авторских школах. Однако некоторые специалисты используют и общеизвестные истории «Репки», «Теремка», «Курочки Рябы», хотя данный подход активно критикуется и не всегда находит поддержку.

Цели сказкотерапии

В зависимости от того, в какой именно науке применяется сказкотерапия и для человека какого возраста, она может преследовать разные цели.

В психологии:

  • искоренение страхов;
  • воздействие на личность посредством неосознанных ассоциаций;
  • активация защитных механизмов психики;
  • помощь в выборе правильного решения;
  • программирование жизненного плана человека на будущее;
  • борьба с комплексами и расстройствами личности, причём даже такими серьёзными, как анорексия, булимия и склонность к суициду.

В педагогике:

  • как метод психологической коррекции девиантного поведения у подростков для формирования правильных ценностей;
  • устранение таких детских проблем, как фобии и неуверенность в себе;
  • коррекция характера;
  • улучшение внутреннего состояния;
  • внушение правильных общественных стереотипов на примере положительных сказочных героев;
  • выстраивание «морально правильного» поведения;
  • развитие творческих способностей;
  • повышение заниженной самооценки;
  • формирование веры в позитивное разрешение проблем.

Кроме того, сказкотерапия используется даже в логопедии (на занятиях по развитию речи). Считается, что она помогает развивать и совершенствовать у дошкольников:

  • звуковую и смысловую речь;
  • фонематическое восприятие;
  • артикуляцию;
  • дифференциацию звуков, введение их в речь;
  • слоговую структуру слов;
  • структуру предложений;
  • умение формулировать связные высказывания (распространённые предложения, диалогическую речь, пересказ).

При использовании её как средства формирования развития речи, деткам даются примерно такие задания:

  • досочинять предложенную сказку;
  • придумать и рассказать свою от начала до конца;
  • повторять за сказочными героями какие-то звуки, слова или целые предложения;
  • изображать звуки природы.

В любом из вышеописанных случаев цель сказкотерапии — формирование правильного образа (морального, речевого, поведенческого) в соответствии с сюжетом и персонажами выбранной истории.

Методы сказкотерапии

Для реализации этих принципов используются следующие методы:

  • Рассказ

Сначала сказку рассказывает психолог. Спустя какое-то время он просит своего собеседника пересказать ему то, что тот запомнил. Те моменты, которые он будет более ярко и подробно описывать, позволят понять, какие наболевшие акцентуации и паттерны у него существуют.

  • Иллюстрация

Обычно используется в работе с детьми, хотя порой и для взрослых. После прочтения сказки психолог просит нарисовать иллюстрацию к ней. Либо произвольно, либо какого-то конкретного события (которое было вплетено специально для раскрытия внутренних проблем пациента), либо персонажа. Здесь оценивается выбор сюжета, героя, оттенков, динамики изображённого. Если добрый принц будет нарисован схематически и совершенно не ярко, а Кощей — в мельчайших подробностях и по центру картины, смещение ценностных ориентиров будет налицо.

  • Сказкотерапевтическая диагностика

Один из самых сложных методов, чаще всего используемых в работе со взрослыми. Психолог предлагает неожиданные вопросы по, казалось бы, совершенно простым сюжетам. Если брать известные русские народные сказки, можно привести следующий пример.

Если к психологу обратился человек, у которого рушится семья из-за жилищных проблем (молодые супруги вынуждены жить с родителями и постоянно конфликтуют с ними). Читается «Теремок». Проговариваются положительные моменты (как в большом лесу в маленьком теремке нашли кров и ужились совершенно разные звери). Во время анализа проводится аналогия с общежитием. Почему животные смогли в сказке найти общий язык друг с другом, а люди подчас не могут этого сделать?

Есть и другие методы — сочинение собственной сказки (учитываются те моменты, на которых ставится акцент, а также концовка), мастерская кукол (похоже на рисование), театральная постановка или хотя бы чтение по ролям (здесь психолог смотрит, какого персонажа примерил на себя человек, как обосновал свой выбор, как отыграл).

Виды сказкотерапия

Для коррекции используются разные виды сказок.

  • Художественные

Фольклорные, национальные, чаще всего всем известные. Универсальны. При правильном обыгрывании могут быть адаптированы специалистом буквально под любого человека. Например, «Сказка о рыбаке и рыбке» используется для коррекции ненормального поведения избалованного ребёнка, который ещё не понимает, к чему могут привести необузданные желания. Это же произведение применяется в сказкотерапии для тех взрослых, у кого материальные проблемы рушат семейную жизнь, для подкаблучников и жён, которые не могут остановиться в своих требованиях. Однако для решения глубоких проблем такие сказки неприменимы.

  • Психокоррекционные

Используются в педагогике для коррекции определённой черты характера: трусости, лени, капризности, агрессивности. Отличаются от художественных тем, что разрабатываются и подбираются под конкретного человека.

  • Психотерапевтические

Основной инструмент сказкотерапии для дошкольников. Используются для многостороннего воздействия на личность проблемного ребёнка, чтобы устранить фобии и сгладить последствия психотравмирующих факторов. Они могут быть универсальными (например, для борьбы с боязнью темноты или грозы) и индивидуальными, разработанными для отдельного случая.

  • Медитативные

Иногда у человека отсутствуют ярко выраженные отрицательные черты характера, комплексы или фобии. При этом ценности и приоритеты сформированы правильно. Однако постоянно возникают проблемы с социальной адаптацией, он не может преодолеть депрессивное состояние. Такое бывает и у детей, и у взрослых. Чтобы понять причину происходящего, психолог подбирает такой вид сказок. В них нет конфликтов и зла. Они философские, направлены на расслабление, в рамках которого получается раскрыть, что гнетёт пациента.

  • Дидактические

Являются частью учебно-воспитательной программы в детских садах и школах. Помимо выявления и решения психологических проблем, направлены на всестороннее развитие ребёнка. Могут выполнять сразу несколько задач.

Сказкотерапия в Самаре. Занятия психолога с детьми и взрослыми. Звоните!

Узнать цены на услуги психолога Вы можете на нашем сайте в разделе стоимость услуг.

Записаться на индивидуальные и групповые занятия по сказкотерапии Вы можете ежедневно по тел. (Viber/WhatsApp/Telegram): +7 (967) 720-82-78. Звоните, будем рады Вам помочь!