Тесты на интеллект (IQ, «Ай Кью»)
Тесты на интеллект предназначены для измерения уровня интеллектуального развития (коэффициент интеллект, англ. IQ, читается «Ай Кью»). Тесты на интеллект являются одними из наиболее распространенных в психодиагностике.
Первые тесты на интеллект были разработаны Ф. Гальтоном в 1879 г. Ему же принадлежит заслуга создания и математико-статистических методов анализа данных по индивидуальным различиям. Заметный вклад в развитие идей Ф. Гальтона были внесены также работами Дж. Р. Кэттелла, положившему начало широкому использованию тестов умственного развития.
Полученные с помощью «интеллектуальных тестов» результаты выражаются количественно в виде коэффициента интеллекта (IQ). Все тесты на интеллект делятся по возрастным группам и показывают интеллектуальное развитие человека, соответствующее его возрасту. Результаты меньше 70 могут говорить об его умственной отсталости.
1. Тест Векслера (детский и взрослые варианты)
Метод Векслера (WISC) состоит из 11 отдельных методик (т. н. субтестов). Все субтесты разделены на две группы — вербальные и невербальные.
Вербальные субтесты:
- на общую осведомленность;
- понятливость;
- арифметический;
- сходство;
- воспроизведение числовых рядов;
- словарный.
Невербальные субтесты:
- цифровые символы;
- нахождение недостающих деталей;
- кубики Коса;
- последовательные картинки;
- сложение фигур.
Подробнее узнать о тесте и о том, где его пройти вы можете здесь.
2. Прогрессивные матрицы Ровена (тест Дж. Равена)
Предложена Л. Пенроузом и Дж. Равеном в 1936 году. Методика предназначена для изучения логического мышления. Представляет собой набор из 60 графических композиций (матриц) с пропущенным элементом. Задания сгруппированы в 5 серий, каждая по 12 одноименных по возрастающей трудности матриц.
Задача обследуемого выбрать недостающий элемент из 6 — 8 предлагаемых вариантов. Методика может применяться индивидуально и в группе. Время выполнения методики — 30 мин. Возраст испытуемых – 8+.
3. Школьный тест умственного развития (ШТУР)
Тест предназначен для диагностики умственного развития детей подросткового и юношеского возраста, контроля за процессом умственного развития в период школьного обучения. Тест позволяет количественно оценить как общий уровень интеллекта, так и степень овладения учащимися трех учебных циклов — общественно-гуманитарного, естественнонаучного и физико-математического.
Сфера применения теста — профессиональная консультация, контроль качества обучения, разработка общих и индивидуальных рекомендаций по коррекции умственного развития ребенка. Разработана методика для возраста 13 -15 лет.
4. Краткий ориентировочный тест (КОТ)
Тест предназначен для определения интегрального показателя общих способностей. Методика может быть использована для исследования относительно большого количества компонентов. С ее помощью достаточно надежно прогнозируется обучаемость и деловые качества человека. Тест также позволяет продумать рекомендации для развития тех аспектов интеллекта, из-за которых медленно или неправильно выполнены соответствующие задания. Возраст испытуемых — 12+.
5. Тест структуры интеллекта Амтхауэра (AIST)
Предназначен для углубленной диагностики уровня интеллектуального развития (IQ), так и изучение самой структуры интеллекта. AIST состоит из девяти субтестов, каждый из которых направлен на измерение различных функций интеллекта:
- логический отбор;
- определение общих черт;
- аналогии;
- классификация;
- задания на счет;
- выбор фигур;
- задание с кубиками;
- задания на способность доточить внимание и сохранить в памяти усвоенное.
Всего в тесте Амтхауэра обследуемому предлагается 176 заданий. Общее время обследования — 90 мин.
Разрабатывался в первую очередь для анализа профпригодности (нужды профотбора), выдачи рекомендаций по выбору профессии (профориентации) и для использования в психологическом консультировании. Рекомендован для возраста начиная с 12 лет. Подробнее о тесте и где его пройти см. здесь.
6. Тесты интеллекта Г. Дж. Айзенка
Методика содержит 8 самостоятельных тестов различных сторон интеллекта и предназначена для оценки уровня интеллектуальных способностей и определения того, в какой мере испытуемый обладает нестандартным мышлением. Тест Айзенка разработан для возрастной группы 18+ и предусматривает максимально возможный уровень интеллекта в 160 баллов.